tim

Чимбулачка

Топоним «Большой Талгарский перевал» мне известен с детства, и всегда, вплоть до самого последнего времени, этот перевал казался мне чем-то практически недостижимым. Перевал замечательно виден из многих частей города, потому что он… эммм… большой. То есть хорошо заметный. Сегодня я хочу первый раз в жизни подняться на перевал, аккуратно заглянуть за него и затем подняться на вершину «Чимбулачка» ~ 3200 м — сразу налево по перевалу.

На фотографии: справа гребень вершины Школьник, слева гребень вершины Чимбулачка, а между ними, почти горизонтальный участок в центре фотографии — перевал Большой Талгарский. За перевалом — какая-то великая вершина в облаках.

Узор, как на таджикских тканях. Почему так неравномерно тает снег? Наверное, потому что склон неровный — во впадинах снег лежит больше и дольше, на выпуклостях его сносит ветром и он быстрее тает.

От остановки я вышел в 11 и до перевала дошел довольно быстро, за два часа с небольшим: под впечатлением от участия в 1-м Благотворительном марафоне более-менее горизонтальные участки пробежал бегом.

На склоне в этот солнечный воскресный день было много людей, приехавших по гондольной дороге «в горы» и решивших сходить «в горы». Горы тут настоящие, без кавычек, поэтому многим, с непривычки, подниматься было тяжело. Так я нашел на тропе Айфон. Если уж я обрадовался такой находке, то можно представить, как обрадуется хозяин, если я ему верну его дивайс! Поэтому я начал искать хозяина. Обгоняя группы туристов и спрашивая каждую: «Вы телефон не теряли?» я увидел чуть выше по склону парня и девушку. Девушке шлось особенно тяжело, так что когда я ее спросил про телефон, она, видимо, на всякий случай, ответила, что нет, не теряла. А потом, спохватившись, добавила: «Ой, то есть, теряла!» Узнав у нее модель и проверив пароль, я вручил аппарат счастливой девушке. А парень, улыбаясь, воскликнул: «Это как-будто чудо какое-то!» Было очень приятно:-) Мне потом рассказали, что видели позже эту парочку на склоне радостно фотографирующейся на Айфон с разных ракурсов.

Уже под самым перевалом мне навстречу спускалась группа бордеров — молодые алматинские экстремалы. Среди них я узнал одну свою вконтачью знакомую. Это всегда такой яркий и запоминающийся момент — превращение аватара со стеной и статусами в живого человека! Наташа рассказала мне про маршрут, которым они ходили (я потом по Викимапии посмотрел: чуваки — монстры!) и про их миллион приключений. Ребята подсказали мне, как выйти на тропу к вершине Чимбулачка, предупредили об опасности ухода на вершину лже-Чимбулачка и спуска в Левый Талгар, и напоследок пожелали мне удачи.

Вот и перевал.

Оказывается, гондольная дорога идет не только до перевала, но и дальше — в ущелье Левый Талгар! А на самом перевале стоит пересадочная станция.

Когда стоишь на перевале, прямо на тебя смотрит какая-то грандиозная скалистая гора. Судя по Викимапии, это пик Чкалова.

Где-то справа, насколько я помню по книжкам, находится ледник Богдановича и начинаются маршруты на красивейший пик Комсомола, он же Нурсултан. Я его уже видел, как минимум, с двух сторон: со стороны города и с пика 28 гвардейцев панфиловцев. Наверняка, я его и сейчас вижу, да вот что-то не узнаю с этого боку.

А слева, собственно, ущелье Левый Талгар. Только он, очевидно, не левый, а, напротив, четкий и прикольный.

Все-таки, функция оценки масштаба здесь совершенно не работает! Точнее, работает, и даже очень, но только как-то неправильно. Вот наглядный пример. Человек идет, а чуть дальше стоит Т-образная опора гондольной дороги. Визуально они одинакового размера, но мы-то знаем, что опора раз в 5 выше человека. И до вершины пика Чкалова, казалось бы, пять минут — вот он, как на ладони! Но нет, даже пешком, не по скалам, до нее идти никак не меньше 2–3 часов, ведь тут один только набор высоты метров 800.

Пока я осматривался да масштабировал, потихоньку в ущелье сбежались облака. Зрелище завораживающее! На таком близком расстоянии облака кажутся живыми: плавают, чего-то шарятся по кулуарам.

Продолжаю подниматься. Вот жандармы — скоро уже, наверное, и вершина.

Познакомимся-ка с этими скалами поближе!

Откуда-то снизу внезапно выпрыгнуло облачище и накрыло и мою гору.

Вот как выглядит облако в непосредственной близости.

А это на вершине, вид сверху вниз. Кстати, приемочная комиссия поправила меня: это вершина Куляш Байсеитовой — метров на 100 ниже Чимбулачки.

А еще, уже в внизу на Чимбулаке ко мне обратился незнакомый парень и спросил, не видел ли я на спуске с перевала трех бордеров. Нет, не видел, зато видел группу бордеров, когда поднимался. В общем, история такая. Это все одна группа, только из двух подгрупп: первую подгруппу я встретил на подъеме, а вторую Саня (позже мы познакомились) ждет здесь уже два часа и не понятно, где они и что с ними. При этом у второго Александра (который во второй подгруппе) сели батарейки на мобайле. Есть в этой подгруппе Евгений Коржов, но телефона его Саня не знает, у самого Сани кончился баланс, а закинуть денег на Чимбулаке, как ни странно, нет возможности. Запутанная история:-) В общем, мы с Саней начали ломиться по-всякому во Вконтакт через мой мобайл, чтобы найти страницу Евгения и узнать его телефон: вначале через меня нашли 164 Евгения Коржова, поэтому чота решили перелогиниться через Санин аккаунт и найти Евгения в его друзьях, но Вконтакт внезапно начал тупить и перестал нас узнавать, даже меня. Тогда решили поискать через Гугл «Евгений Коржов Алматы», чтобы, если его пага открыта, посмотреть номер, не залогиниваясь во Вконтакт (вот почему может быть важно оставлять свою пагу открытой — момент истины!). Потом Саня решил позвонить подруге Александра, но она, конечно же, не отвечала. В общем, пока мы мыкались со всеми этими аккаунтами, номерами и страницами, Сане удачно позвонила кажется какая-то более другая девушка, и все вроде бы наладилось, началась хоть какая-то коммутация. А пока ждали ответных звонков Саня рассказал мне про их путешествие: как они поднимались вчера на перевал Абая по крутому склону с живыми камнями, как ставили палатки на ночевку, как внутри одной палатки пыхнул цанговый газовый баллон и вначале думали на всякий случай выбросить всю палатку целиком, но потом героически выбросили только пылающий баллон. В общем, много кайфовых приключений, я тоже так хочу. А ребята нашлись, просто на спуске с перевала пошли по дороге, а не напрямик, и спустились выше Чимбулака, все в порядке!

К списку отчетов
Подписывайтесь на мой канал про горы! Там вас ждут описания необычных маршрутов.